Президент Республики Татарстан провел расширенное заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции

14 октября 2021 г., четверг

14.10.2021 в Казанском Кремле под председательством Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова состоялось расширенное заседание Комиссии по координации работы по противодействию коррупции.

В заседании приняли участие Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, Премьер-министр РТ Алексей Песошин, руководители государственных органов, общественных организаций, отдельных предприятий республики и их объединений, главы муниципальных районов и городских округов.

В режиме видеоконференцсвязи в работе Комиссии участвовали представители местного самоуправления, ряд приглашенных руководителей коммерческих структур.

Открывая заседание, Рустам Минниханов проинформировал приглашенных, что на рассмотрение вынесены вопросы соблюдения предпринимателями законодательства и контрольно-надзорной деятельности за этими процессами.

«Осуществление такой работы является прямой обязанностью государства, которое несет ответственность за защиту интересов и прав граждан, - сказал он. - В республике действуют 16 региональных и около 20 федеральных органов власти, уполномоченных на осуществление контроля».

«Несоблюдение требований безопасности приводит к трагедиям. Мы все помним трагедии с серьезными последствиями: пожар на рынке «Адмирал», крушение теплохода «Булгария», в результате которого погибли 122 человека. Есть и другие тяжкие нарушения: несчастные случаи на производствах и в местах отдыха людей. Только в строительной отрасли, начиная с 2020 года, пострадало 34 человека, из которых 11 погибло, пожары на производстве, в складских помещениях и в сфере сельского хозяйства, в результате которых за последние полтора года погибло 4, пострадало 11 человек, причинен ущерб на сумму более 450 млн руб., массовые отравления, нарушения комфортного проживания населения», - напомнил Президент РТ.

Он подчеркнул: этих трагедий и проблем можно было избежать, если бы представители бизнеса соблюдали требования законодательства. «Каждый предприниматель обязан соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и нормы, лицензионные условия, пожарную, техническую безопасность и др., - сказал Рустам Минниханов. - Когда действуют в обход этих правил и обязанностей, проблемы возникают как у самих предпринимателей, так и у потребителей их услуг. За последние годы – с 2018 по 2021 - общее число выявленных в республике нарушений приближается к полумиллиону, это более 481 тысячи нарушений. Сумма наложенных штрафов превысила миллиард рублей. Столь значительное количество нарушений требует анализа причин и условий их совершения».

Осуществление контроля за соблюдением предпринимателями законодательства является прямой обязанностью государства, которое несет ответственность за защиту интересов, прав и здоровья граждан. В этих целях государство осуществляет контрольно-надзорную деятельность.

По итогам проведенного в 2020 году независимого социологического исследования «Бизнес-барометр коррупции» (осуществляет Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в исследовании участвовали более 42 тысяч предпринимателей из 85 регионов России) более половины опрошенных предпринимателей заявили, что сталкивались в процессе своей деятельности с проявлениями коррупции. Наиболее коррумпированными направлениями предприниматели считают сферы оформления разрешений и лицензий (40,5% от общего числа опрошенных, в 2019 году было 35%), осуществления контрольно-надзорной деятельности (39,4% от общего числа опрошенных, в 2019 году было 32%).

Выводы, что контрольно-надзорная деятельность генерирует коррупционные риски, связанные с вмешательством в финансово-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, контактами между проверяемыми и проверяющими. подтверждаются статистикой правоохранительных органов. За последние годы выявлено 113 преступлений коррупционной направленности, совершенных в процессе осуществления контрольно-надзорной и лицензионно-разрешительной деятельности.

В настоящее время 16 исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан осуществляют 21 вид регионального государственного контроля (надзора), 4 региональных органа власти осуществляют 7 видов федерального государственного контроля (надзора) по переданным республике полномочиям. Кроме того, в республике действуют около 20 территориальных органов федеральных органов власти, также наделенные контрольно-надзорными функциями. Органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль.

Цель любого государства - развивать бизнес, поддерживать его, обеспечить воспитание добросовестного предпринимателя, в том числе путем осуществления контрольно-надзорной деятельности. Однако в данном направлении назрела необходимость реформирования.

На решение этих вопросов нацелен федеральный закон о государственном контроле, который вступил в силу с 1 июля 2021 года. Им установлена новая система государственного контроля и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включая институты и инструменты, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес. Наряду с законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» новый закон должен способствовать изменениям в подходах к проводимым мероприятиям.

Президент Республики Татарстан предложил подключиться к работе и Совету муниципальных образований. «Органы местного самоуправления должны получать методическую поддержку и разъяснения по вопросу муниципального контроля, - уточнил он. - Эффективной мерой может стать обучение предпринимателей по основным требованиям, предъявляемым к их бизнесу. В условиях отсутствия достаточной информации обо всех нормативных требованиях и правилах хозяйствующие субъекты нацелены на решение вопросов по сокращению числа проверок и наказания криминальным путем. Они готовы идти на дополнительные нарушения, вплоть до попыток подкупа. Тому есть немало примеров в правоохранительной практике».

В республике принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.09.2018 №856 «Об утверждении перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в Республике Татарстан применяется риск-ориентированный подход». Переход на риск-ориентированный подход является одним из главных направлений реформы контрольно-надзорной деятельности, когда интенсивность проверок определяется отнесением деятельности предпринимателя к определенной категории риска либо классу опасности. Данная мера направлена на снижение количества проведения плановых проверок в отношении субъектов (объектов) с низким риском. В 2020 году практически всеми контрольно-надзорными органами внедрена риск-ориентированная модель организации и проведения плановых проверок. В целях повышения качества реализуемых профилактических мероприятий утверждены ведомственные программы. Ежеквартально проводятся публичные обсуждения правоприменительной практики с приглашением подконтрольных субъектов.

 

Со своим видением по перечисленным и другим вопросам на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан выступили заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр экономики Республики Татарстан Мидхат Шагиахметов, министр экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Александр Шадриков, председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Татарстан» Экзам Губайдуллин, вице-президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан Валерий Красильников, руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев.

По результатам заседания Комиссии будет подготовлен протокол с поручениями в адрес органов государственной власти, рекомендациями органам местного самоуправления в части совершенствования реализуемых антикоррупционных мер.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International