Коррупция представляет собой сложное социальное явление, создающее отрицательное воздействие на экономику, социальную сферу, общественную мораль и государственное управление. К последствиям коррупционного влияния относятся формирование правового нигилизма и восприятие власти как способа решения вопросов, связанных с личной заинтересованностью.
Для противодействия этому феномену в Российской Федерации осуществляется комплекс мер, включающий в себя принятие и применение законодательных актов, регулирующих вопросы борьбы и профилактики коррупции, реализацию национальной стратегии и планов противодействия коррупции, создание и применение специальных инструментов.
Одним из таких инструментов выступают должностные лица кадровых служб, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, которые определены в каждом государственном органе и органах местного самоуправления муниципальных образований.
На ответственных лиц возложены функции обеспечения соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, обеспечения деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов, проведение служебных проверок и проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение гражданской и муниципальной службы, гражданскими и муниципальными служащими, соблюдения ими требований к служебному поведению.
В то же время анализ функционала и компетенции ответственных лиц свидетельствует о наличии незадействованных резервов для повышения эффективности работы по выявлению и урегулирования конфликта интересов у должностных лиц, сопровождения и контроля использования бюджетных средств, выделяемых по приоритетным национальным проектам и государственным программам, а также осуществления просветительской деятельность в области противодействия коррупции и взаимодействия в этих целях со средствами массовой информации.
Проведение такой работы в курируемых исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан отраслях требует от ответственных должностных лиц юридических, экономических и иных познаний, управленческих и педагогических компетенций.
На муниципальном уровне в Республике Татарстан с 2012 года указанные вопросы частично решены путем введения должностей специальной компетенции - помощников глав по вопросам противодействия коррупции.
Введение в штата помощников позволило повысить эффективность организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Республики Татарстан, правоохранительными, контролирующими органами, а также территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам противодействия и профилактики коррупции, обеспечить оказание организационно-методической и консультационной помощи по вопросам противодействия коррупции муниципальным служащим, лицам, замещающим муниципальные должности, сотрудникам бюджетных организаций.
В целях повышения эффективности работы по профилактике коррупции ряду республиканских министерств пунктом 2 протокола заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан от 19.11.2021 № ПР-279 было поручено рассмотреть возможность укрепления кадрового состава в пределах имеющейся штатной численности по аналогии с муниципальными районами и городскими округами.
Возможности решения поставленной в протокольном поручении задачи были обсуждены на совещании, которое Управление Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики провело по согласованию с Руководителем Администрации Президента Республики Татарстан
А.А. Сафаровым 23 июня 2022 года с заместителями министров, начальниками управлений Кабинета Министров Республики Татарстан, а также представителями Пестречинского муниципального района и ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан».
Выступая перед участниками совещания начальник управления Марс Бадрутдинов акцентировал внимание на том, что в штате министерств отраслевой компетенции имеется значительное число служащих, на которых распространяются требования, установленные в целях противодействия коррупции. Средняя нагрузка для анализа соблюдения антикоррупционных требований составляет 94 человека (порядка 280 справок о доходах), а с учетом текучести кадров (38 %) этот показатель возрастает до 130 человек (порядка 390 справок).
С 2019 года нагрузка на ответственных лиц существенно возросла
в связи с тем, что в целях обеспечения исполнения требований статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающей в качестве обязанностей организаций предотвращение и урегулирование конфликта интересов в республике была проведена работа по внесению соответствующих изменений в уставы и трудовые договоры с руководителями организаций (учреждений), подведомственных исполнительным органам государственной власти. Таким образом, у министерств, являющихся исполнителями протокольного поручения, дополнительно появились 459 организаций в которых имеется около 70 тысяч работников, в отношении которых необходимо проводить работу по предотвращению конфликта интересов.
Такая нагрузка не позволяет проводить системную работу по профилактике коррупции, в том числе в подведомственных организациях, что способствует возникновению коррупционных рисков и нарушений.
В результате в отдельных министерствах и подведомственных организациях были допущены нарушения законодательства у половины руководителей, значительная упущенная выгода, а также необоснованные выплаты и финансирование по государственным программам.
Соответственно в число основных задач, решаемых в государственных органах, на которых целесообразно сосредоточить усилия по профилактике коррупции в министерствах профильной компетенции, входит обеспечение эффективности использования бюджетных средств путем осуществления внутреннего финансового аудита (ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ).
В целях реализации протокольного поручения Управлением был подготовлен проект типового должностного регламента помощника руководителя органа государственной власти Республики Татарстан по вопросам противодействия коррупции, который для изучения и внесения дополнений распространен среди участников совещания.
По итогам совещания участниками принято решение изучить возможности укрепления кадрового состава лиц, ответственных за противодействие коррупции, с учетом постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.06.2013 № 376 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на выполнение (оказание) государственных работ (услуг) государственными учреждениями Республики Татарстан и Методики расчета нормативной численности работников государственных учреждений Республики Татарстан, выполняющих государственные работы».