26 апреля 2024 года в Казанском федеральном университете состоялось заседание Совета ректоров вузов Республики Татарстан. Мероприятие прошло под председательством ректора КФУ Ленара Сафина с участием представителей Управления Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики.
В рамках вопроса противодействия коррупции перед членами Совета выступила заведующий отделом антикоррупционных проверок Управления Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики Равия Шрша. В начале своего выступления она привела статистические данные о совершении преступлений коррупционной направленности в системе высшего образования по Республике Татарстан. Так, В 2021 году правоохранительными органами было выявлено 121 преступление, в 2022 году – 76 преступлений, в 2023 году – 48 преступлений. На первый взгляд прослеживается тенденция к их снижению. Однако приведенные цифры не могут свидетельствовать об истинном состоянии коррупции в высшей школе, поскольку значительную часть выявленных преступлений составляли случаи дачи и получения взятки, которые носят латентный характер. Более того, если рассматривать 2024 год, то только за первые три месяца в системе образования уже выявлено 69 преступлений, причем большая их часть приходится на вузы. Коррупционные риски в сфере высшего образования преобладают в вопросах сдачи зачетной и экзаменационной сессии, а также при поступлении в учебное заведение. Данные правоохранительных органов подтверждаются и результатами социологических исследований, ежегодно проводимых в Республике Татарстан. Наиболее коррумпированной профессию вузов от общего числа опрошенных посчитали: 2023 год - 28,8% (1 место); 2022 год - 9,5 % (1 место); 2021 год - 9,3 % (2 место); 2020 год - 22,7 % (11 место); 2019 год - 42,1 % (3 место); 2018 год - 44,2 % (3 место). Среди различных жизненных ситуаций респондентами отмечены: поступление, перевод из одного вуза в другой, экзамены и зачеты, диплом и др.
В своем выступлении она также представила информацию о коррупционных рисках и фактах нарушений, выявленных в ходе мониторинга приема и обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях, осуществляющих свою деятельность в Республике Татарстан. В частности, было отмечено, что часть иностранных граждан, поступающих в вузы, обладают уровнем владения русским языком, не обеспечивающим возможность получать обучение (изъясняются с трудом, владея всего несколькими словами), имеются отдельные случаи нарушений порядка проведения вступительных испытаний (выявлен факт поступления в вузах без сдачи испытаний), что указывает на наличие коррупционных рисков при приеме и в ходе образовательного процесса данной категории студентов. Был сделан акцент на необходимость проведения профилактической работы. Также она поблагодарила ректоров вузов за работу со студенческими антикоррупционными комиссиями.
В завершении своего выступления Равия Шрша обратилась к ректорам вузов об организации работы по привлечению членов научного сообщества - преподавателей высших учебных заведений Республики Татарстан в качестве независимых антикоррупционных экспертов. «Именно преподаватели вузов, обладающие достаточным уровнем знаний и колоссальным опытом могут обнаружить в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенные факторы, что безусловно повлияет на их качество, и исключит коррупционные риски для граждан» - отметила она в своем выступлении.
О предложениях в части координации и усиления работы вузов с иностранными гражданами, обучающимися в вузах Республики Татарстан, выступил Тимирхан Алишев – проректор по внешним связям КФУ. Проректор отметил, что необходимо обеспечить открытую и прозрачную процедуру проведения внутренних вступительных испытаний с использованием системы прокторинга. При этом сам экзамен на знание русского языка должен быть стандартизирован для всех вузов.
О принятых мерах по устранению выявленных недостатков в КНИТУКАИ по итогам мониторинга приема и обучения иностранных граждан, проведенного Управлением Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, выступил Роман Моисеев – проректор по образовательной деятельности. В своем выступлении он поблагодарил Управление за проведенную работу по мониторингу, что дал им возможность по другому посмотреть на процесс организации обучения иностранных студентов.