29 января 2025 года состоялось расширенное заседание коллегии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» «Об итогах работы Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» в 2024 году и задачах на 2025 год», в работе которого приняли участие Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин и Руководитель Администрации Раиса Республики Татарстан Асгат Сафаров.
Заседанию предшествовала выставка, представляющая медийные концепции от ведущих республиканских СМИ, издательств, общественных и образовательных организаций. Значительная часть экспозиции была посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества, объявленному в 2025 году в Российской Федерации и Республике Татарстан.
Руководитель Республиканского агентства «Татмедиа» Айдар Салимгараев в своем выступлении перечислил основные тренды в медиапотреблении, в число которых входит изменение интереса к традиционным каналам получения информации. Топ каналов получения информации в республике: телевидение (45%), интернет-СМИ (44%), социальные сети (38%), мессенджеры (32%), ближайшее окружение (18%), печатные СМИ и радио – по 12% каждый, блогеры – 11%. Кроме того, меняется уровень доверия к различным источникам новостей. Необходимо также учитывать развитие искусственного интеллекта, который становится вызовом для медиаотрасли.
В докладе руководителя Агентства была отмечена роль средств массовой информации в профилактике коррупции. В частности, Айдар Саитгараевич отметил, что работа строится в тесном взаимодействии с Управлением Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики. В 2024 году увеличилось количество материалов, размещенных в различных СМИ – более 6700.
Противодействие коррупции отнесено к числу основных задач государства. Об этом свидетельствуют принимаемые как на федеральном уровне, так и на республиканском уровне и в отдельных муниципальных образованиях нормативные правовые акты, глобальная цель которых минимизировать коррупцию.
Проблема коррупции носит системный характер, следовательно, и антикоррупционная политика в своей основе должна также строиться в системе. Важное место в системе антикоррупционной политики занимают средства массовой информации и коммуникации.
Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог успешности и средствам массовой информации в этой деятельности отводится значительное место, поскольку масс-медиа являются механизмом влияния на общественное сознание, который способен сформировать устойчивые стереотипы поведения.
Этому способствуют критерии СМИ: массовость получателя (публичность), периодичность выхода, разнообразие форм изложения материала (печатные, теле-, радио-, кинохроники, интернет).
Ресурсный потенциал СМИ как элемента гражданского контроля связан с разноплановыми возможностями формирования идеи социальной справедливости, неприязни к антиобщественным явлениям и нормам и заключается в возможности активного воздействия СМИ на общественное мнение и поведение граждан.
Для повышения роли СМИ в противодействии коррупции целесообразно включать в сферу компетенции средств массовой информации такие направления как:
- просвещение населения о возможных формах проявления коррупции в целях повышения правосознания граждан;
- инициирование и организация дискуссионных площадок для обмена мнениями с целью обсуждения проблемных вопросов антикоррупционной деятельности;
- описание положительного опыта и освещение эффективных практик противодействия коррупции;
- способствование открытости и прозрачности деятельности различных структур власти.