В рамках осуществления мониторинга хода рассмотрения уведомлений, поступающих в государственную информационную систему Республики Татарстан «Народный контроль» (далее - ГИС РТ «Народный контроль») с участием представителя Управления Раиса Республики по вопросам антикоррупционной политики проведены совещания в режиме видеоконференцсвязи о ходе рассмотрения контрольных уведомлений, поступивших в ГИС РТ «Народный контроль» по Альметьевскому, Азнакаевскому, Бавлинскому, Лениногорскому, Ютазинскому и Зеленодольскому муниципальным районам.
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 01.06.2012 № УП-408 «О государственной информационной системе Республики Татарстан «Народный контроль» с 2012 года в Татарстане функционирует система обратной связи с населением – государственная информационная система «Народный контроль», где осуществляется мониторинг сообщений граждан, поступающих в систему, контроль за качественным и своевременным их исполнением, ответственным отношением исполнителей и модераторов системы к работе с сообщениями граждан.
ГИС РТ «Народный контроль» вот уже 13 лет предает гласности проблемы населения в различных сферах на общедоступном ресурсе с использованием сети Интернет (через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан или мобильное приложение «Народный контроль»). При этом в ней обеспечен механизм оценки гражданами эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, что, в числе прочего, решает вопросы профилактики коррупции.
Система направлена на решение актуальных и социально значимых проблем граждан по следующим направлениям: социальная сфера, связь, экология, транспорт, дороги, благоустройство и инфраструктура, жилищно-коммунальные услуги, вопросы коррупционной направленности.
В то же время в соответствии с государственной программой «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2014 № 512, на наличие коррупционных рисков проводится мониторинг и анализ уведомлений граждан, поступающих в ГИС РТ «Народный контроль» и по другим категориям.
В совокупности в системе «Народный контроль» 112 категорий. Самыми популярными среди граждан являются «Благоустройство территории», «Содержание и ремонт муниципальных дорог», «Жилищно-коммунальные услуги» и «Организация дорожного движения».
О востребованности системы свидетельствует ежегодное увеличение количества поступающих уведомлений. Если в 2012 году их было всего 4 472, то за 2024 год в ГИС РТ «Народный контроль» опубликовано 97 тыс. уведомлений, из которых на сегодняшний день 78 % решены.
Всего с начала функционирования ГИС РТ «Народный контроль» опубликовано более 687 тысяч обращений граждан. 91 % опубликованных обращений решены положительно.
Отдельно необходимо обратить внимание на то, что в данной системе действуют специальные категории, касающиеся вопросов коррупционных проявлений. В 2015 году в ГИС РТ «Народный контроль» введено направление «Противодействие коррупции» по 17 категориям, по которым граждане имеют возможность оставить уведомление:
коррупция в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
В ходе совещания рассмотрены вопросы отработки, поступивших в систему уведомлений. Изучена исполнительская дисциплина по рассмотрению уведомлений вышеуказанными районами. На совещании особо отмечено о необходимости тщательной проработки каждого уведомления с последующим решением обозначенных проблем. При невозможности рассмотрения уведомления либо решения проблемы, изложенной в уведомлении, по итогам его рассмотрения заявке выставляется статус: «Мотивированный отказ». Подобный статус должен быть подробно разъяснен и обоснован соответствующим образом в ответе на поступившее уведомление.