18 июня 2025 года под председательством заместителя Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Юрия Камалтынова с участием приглашенных представителей общественности в Казанском Кремле состоялось заседание президиума Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан.
На рассмотрение президиума были вынесены материалы проверок, проведенных Управлением Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики в соответствии с Законом Республики Татарстан «О проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должность главы местной администрации по контракту», а также материалы с результатами анализа сведений о доходах, представленных главами и руководителем сельских поселений Алексеевского, Высокогорского, Лаишевского, муниципальных районов Республики Татарстан.
По первому вопросу президиум Комиссии пришел к выводу, что главой одного из сельских поселений Сабинского района нарушены требования федеральных законов от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).
По состоянию на 31 декабря 2022 года и на 31 декабря 2023 года указанное должностное лицо владело 33 акциями зарубежного акционерного общества Polymetal International plc. Стоимость вышеуказанных акций не превышает 10 % его дохода.
В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» была размещена информация, что компания Polymetal International plc представлялась как российская. Однако присвоенный международный идентификационный код ценной бумаги указывает на то, что данные акции являются иностранными финансовыми инструментами.
Согласно информации АО ИК «АКБФ» должностное лицо имело возможность продажи акций Polymetal International plc. Так, согласно данной информации в связи с корпоративным событием – редомициляцией (перерегистрацией Polymetal International plc в Республику Казахстан) эмитента Polymetal International plc (POLY), эмитентом указанных ценных бумаг (тикер POLY, ISIN – JE00В6Е5S470) в настоящее время является Solidcore Resources plc. Биржевые торги по ценным бумагам эмитента Solidcore Resources plc (ISIN – JE00В6Е5S470) (далее – Акции) прекращены
с 15 октября 2024 года, совершение биржевых сделок невозможно. С 29 августа 2024 года по 30 января 2025 года включительно имелась возможность принять участие в выкупе Акций, организованном АО «ИК «Питер Траст». Кроме того, согласно представленной информации данные ценные бумаги могут быть проданы на внебиржевом рынке лицу, являющемуся квалифицированным инвестором, с сохранением учета Акций в депозитарии Компании.
В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона № 273-ФЗ, статьей 2 Федерального закона № 79-Ф3 лицам, замещающим должности глав городских округов, глав муниципальных округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций; депутатам представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов; а также супругам и несовершеннолетним детям указанных лиц запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Нарушение запрета на владение и пользование иностранными финансовыми инструментами должностным лицом является императивным основанием для досрочного прекращения полномочий, освобождения от замещаемой (занимаемой) должности или увольнения в связи с утратой доверия лица, замещающего муниципальную должность, и действующее законодательство не предоставляет его нанимателю возможность применения иной меры ответственности.
В то же время, согласно пункту 10 приложения № 3 к Обзору практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0), подготовленному Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 апреля 2022 года № 28-6/10/П-2479, приобретение в нарушение установленного запрета иностранных финансовых инструментов, ошибочно идентифицированных в качестве отечественных, рыночная стоимость которых не превышает 10 % дохода лица, приобретшего иностранный финансовый инструмент, за последний год, расценивается в правоприменительной практике как малозначительное нарушение, влекущее применение взыскания в виде замечания или выговора.
По итогам рассмотрения первого вопроса членами президиума единогласно принято решение об обращении в Совет соответствующего сельского поселения Сабинского района с заявлением о применении в отношении главы указанного совета мер юридической ответственности в соответствии с законодательством.
По второму вопросу президиум Комиссии пришел к выводу, что глава одного из сельских поселений Бавлинского муниципального района Республики Татарстан представил неполные и недостоверные сведения о доходах за 2021-2023 годы.
Так, в справке о своих доходах за 2021 год он не указал доход в размере 750 000 руб. (от продажи квартиры, находящейся в общей совместной собственности с его матерью) и 6 счетов. В справке о доходах супруги за 2021 год он не указал 1 счет. В справке о доходах несовершеннолетнего сына он не указал доход в размере 22 843,80 руб. и 1 счет.
В справке о своих доходах за 2022 год он не указал 6 счетов.
В справке о доходах супруги за 2022 год он не указал 3 счета. В справке о своих доходах за 2023 год он не указал 5 счетов.
В справке о доходах супруги за 2023 год он не указал доходы на общую сумму 52 698,89 руб. и 1 счет.
Кроме того, в справках о своих доходах за 2021–2023 годы глава поселения не указал доход на общую сумму 615 304 руб., полученный в качестве помощи для погашения его кредита от матери.
В справках о доходах за каждый из отчетных периодов он представил недостоверную информацию о дате открытия и остатках на счетах.
Кроме того, в подразделах 3.1 «Недвижимое имущество» справок о своих доходах за 2021, 2022, 2023 годы он не указал реквизиты документов, являющихся законным основанием для возникновения права собственности
на земельный участок, жилой дом и квартиру. Аналогичные нарушения допущены в справках о доходах супруги и несовершеннолетней дочери.
По итогам рассмотрения вопроса членами президиума также единогласно принято решение об обращении в Совет соответствующего сельского поселения Бавлинского района с заявлением о применении в отношении главы указанного совета мер юридической ответственности в соответствии с законодательством.
Далее президиум комиссии были рассмотрены вопросы по результатам анализа сведений о доходах, представленных 5 главами и руководителем сельского поселения поселений Алексеевского, Лаишевского, Высокогорского муниципальных районов Республики Татарстан соответственно.
В соответствии с установленным порядком решение о соблюдении либо несоблюдении требований антикоррупционного законодательства указанными главами поселений и руководителем исполнительного комитета члены президиума принимали по каждому отдельно после заслушивания лиц и обсуждения установленной ситуации.
По итогам коллективного обсуждения члены президиума единогласно в отношении каждого лица отдельно приняли решение о том, что ими нарушены требования к служебному поведению и необходимо обратиться в районные советы с заявлением о применении в отношении них мер юридической ответственности в соответствии с законодательством.
Подводя итоги заседания президиума было отмечено, что необходимо внимательно относиться к исполнению возложенных обязанностей, действовать в соответствии с законодательством, а также неукоснительно выполнять ограничения и обязанности, которые установлены антикоррупционным законодательством. Руководители должны служить примером, их принципиальная позиция по соблюдению установленных обязанностей передается подчиненным, что влияет на надлежащее функционирование органа в целом.