Роль антикоррупционной политики в развитии государственного управления и экономики обсудили на Международном форуме «РОСТКИ»

20 августа 2025 г., среда

18 августа 2025 года в рамках Международного форума «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество», целью которого является развитие экономических, политических, культурных, научных связей между странами-участниками и обеспечение взаимодействия в международных вопросах, в Международном выставочном центре "Казань Экспо" состоялось заседание секции «Роль  антикоррупционной политики в развитии государственного управления и экономики», организованной и проведенной Управлением Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики в партнерстве с Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан. 

Началу работы сессии предшествовало подписание соглашения «Меморандум о намерениях по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики», заключенного между компанией «Yamata» и Общественным советом АНО «Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции».

Обсуждение вопросов государственного участия в профилактике коррупции способствует развитию добросовестной конкуренции и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, оказывает положительное влияние на инвестиционную активность и рост экономики. В ходе прошедшей сессии обсуждались вопросы влияния антикоррупционных стандартов на деятельность промышленных предприятий и организаций среднего и малого бизнеса, правового просвещения в предпринимательской среде, психологических аспектов деформации личности коррупционера и методов коррекции коррупционной зависимости. Мероприятие становится традиционным в рамках Международного форума как платформа для обмена опытом между представителями бизнес-сообщества, включая участников из Китайской Народной Республики, федеральных и региональных органов власти, общественных и научных организаций, которые приняли участие в его работе, в том числе в качестве спикеров.

Открывая сессию, в своем приветственном слове заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Марат Ахметов отметил, что антикоррупционная политика непосредственно влияет на эффективность государственного управления, уровень доверия граждан к власти, инвестиционную привлекательность регионов, устойчивость экономического развития. Он также подчеркнул необходимость внедрения эффективных антикоррупционных практик и профилактических мер на всех уровнях – от руководителей до рядовых граждан. «Коррупция – это глобальный вызов», - подчеркнул Марат Готович. - Противодействие коррупции требует не только консолидации усилий на уровне государства, бизнеса и общества, но и развития международного сотрудничества. Вопросы противодействия коррупции активно обсуждаются в двустороннем российско-китайском формате. Обе стороны исходят из понимания того, что важность укрепления законности, неотвратимости наказания за коррупционные преступления – это наша общая ценность». Далее Марат Ахметов также отметил: «Россия рассматривает противодействие коррупции как одну из ключевых задач и важное условие достижения целей национального развития. По основным направлениям сформирован комплекс специальных законодательных и подзаконных нормативных актов. В Татарстане реализация антикоррупционной политики – это важнейший аспект обеспечения устойчивого экономического развития и общественной стабильности. Успешно функционирует специальный орган, реализующий комплекс мер по профилактике коррупции во взаимодействии с федеральными структурами и прокуратурой».

Референт Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции Виталий Белинский в своем докладе сосредоточился на истории коррупции, актуальных вопросах противодействия этому явлению в Российской Федерации, правовом регулировании борьбы с коррупцией на национальном и международном уровнях, а также новациях законодательства о противодействии коррупции. Отметил положительный опыт Республике Татарстан в реализации антикоррупционной политики.

Перед докладом представителя Управления Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики Равии Шрша участникам сессии был продемонстрирован видеофильм о реализуемых в республике мерах по профилактике коррупции, подготовленный совместно с телекомпанией «Татарстан – Новый Век». Далее Равия Шрша  отметила, что коррупция как деструктивное явление продолжает оставаться одной из главных угроз для экономики любой страны, от эффективного функционирования которой зависит качество жизни ее граждан. «Состояние антикоррупционной работы является одной из составляющих инвестиционной привлекательности регионов. Бизнес ориентируется не на людей, а на состояние законности в регионе. - сказала она в своем выступлении. - Республика Татарстан в пределах компетенции субъекта Российской Федерации ориентирована прежде всего на профилактику. Работа строится по трем ключевым направлениям: повышение информационной открытости органов власти и обеспечение общественного контроля за их деятельностью; минимизация условий для возникновения коррупционных рисков; просветительская работа для воздействия на правосознание». Раскрывая последнее направление Равия Шрша подробно рассказала о принимаемых в республике мерах, направленных на правовое воспитание просвещение и формирование в обществе негативного отношения к коррупции. Отмечая положительную роль средств массовой информации, представитель Управления выразила им искреннюю благодарность за системное освещение антикоррупционной работы и вклад в антикоррупционное воспитание населения. При реализации антикоррупционной политики Управление Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики опирается на передовые научные разработки. «В Татарстане работает много выдающихся ученых, специализирующихся на исследованиях в сфере профилактики коррупционных правонарушений. Такие научные деятели как Павел Александрович Кабанов, Игорь Измаилович Бикеев, Сергей Львович Алексеев, Рашид Рахимуллович Алиуллов известны не только в Татарстане, но и далеко за его пределами. В антикоррупционную работу в республике вовлечены все, в том числе и религиозные организации.

Мы стремимся охватить сто процентов населения. Наша задача – донести до каждого, что перед законом все равны. Каждый руководитель органа власти и бизнес-структур должен понимать ответственность не только за своих сотрудников, но и за население. Мы расширяем работу на предприятиях, внедряя антикоррупционную политику в каждой организации. Есть разработанная нами настольная книга руководителя по профилактике коррупции, в каждом муниципальном районе и городском округе имеются помощники глав по профилактике коррупционных правонарушений», - заявила Равия Шрша. Она выразила глубокую признательность руководству и сотрудникам Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации за постоянную помощь в научном подкреплении антикоррупционной работы. Также был отмечен вклад Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в разработку методических рекомендаций по всем направлениям антикоррупционной деятельности, которые активно применяются на местах.

«Каждый субъект Российской Федерации имеет свою специфику правоприменения и этим мы сильны. Разнообразие подходов позволяет обобщать и распространять наиболее эффективные практики. С коллегами из других субъектов мы находимся в постоянном контакте, обмениваемся положительным опытом», - подчеркнула Равия Шрша и выразила благодарность руководителям антикоррупционных органов субъектов Российской Федерации, принимающим участие в форуме. В республике проводится системная работа в части осуществления контроля соблюдения государственными и муниципальными служащими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе соблюдения порядка урегулирования и предотвращения конфликта интересов. Во взаимодействии с прокуратурой Республики Татарстан особый упор сделан на проведение контроля за соответствием расходов должностных лиц их доходам. В завершении выступления представитель Управления Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики привела данные социологического исследования мнения населения, проведенного в 2024 году, согласно которому 80,5 % респондентов положительно оценивают проводимую органами власти работу по противодействию коррупции.

Заместитель генерального секретаря Союза китайских предпринимателей в России Ван Сяожань в своем выступлении отметил положительный эффект реализации антикоррупционной политики в Республике Татарстан. Он констатировал, что Татарстан занимает прочные позиции в сфере инвестиционного климата, традиционно входя в число лидеров Национального рейтинга инвестиционной привлекательности, в том числе в результате принимаемых в субъекте антикоррупционных мер. Также Ван Сяожань добавил, что антикоррупционные меры России и Китая схожи: существуют наказание и профилактика. «В Китае значительно усилили антикоррупционные меры. За десять лет председательства Си Цзиньпина были наказаны более 600 тыс. чиновников за коррупцию разного уровня. В 2014 году седьмого по значимости человека в Правительстве посадили на пожизненный срок за коррупцию. Очень жесткие решения на этот счет», - отметил он.

Учитывая, что фундаментальные научные исследования коррупции являются основой для выработки практических мер антикоррупционной политики с докладом «Совершенствование правового регулирования вопросов профилактики коррупции» на сессии выступил заведующий лабораторией правовых исследований законодательства Китая Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук Вячеслав Севальнев.

Институт является старейшим многопрофильным центром правовой науки, который выполняет широкий круг теоретических и научно-прикладных работ. Созданный почти 100 лет назад, он подтверждает свой авторитет новыми научными достижениями, большим вкладом в совершенствование отечественного законодательства, сохраняя традиции своих научных школ и оставаясь флагманом российской правовой мысли.

В своем докладе Вячеслав Викторович в частности отметил: «Республика Татарстан традиционно является флагманской площадкой по разработке и внедрению антикоррупционных инициатив, которые впоследствии масштабируются на всю страну. Республикой с 2012 г. одной из первых в России издается Антикоррупционный бюллетень «Реализация антикоррупционной политики в Республике Татарстан. Подобный опыт воспринят и другими субъектами Российской Федерации. Похожий бюллетень стал выпускаться в Свердловской области».

«На нашей научной площадке мы делаем акцент на междисциплинарном обмене актуальными знаниями и опытом в различных сферах противодействия коррупции между отечественными и зарубежными учеными, экспертами и представителями бизнес-сообщества, - продолжил Вячеслав Севальнев. -Благодаря постоянному участию в мероприятиях Форума наших партнеров из Китайской Народной Республики изучение опыта коллег стало одним из магистральных направлений компаративистских исследований Института, которые получили свое оформление в опубликованных как в России, так и в Китае монографиях и научно-практических работах, самая ранняя из которых была переведена на китайский язык в 2012 году. Китайский подход к профилактике коррупции во многом основан на нормативных документах Коммунистической партии Китая, а также комплексной идее Председателя КНР, Генерального секретаря партии – товарища Си Цзиньпина о трех институциональных ограничениях, а именно: «не сметь быть коррумпированным» (боязнь наказания), «не иметь возможности быть коррумпированным» (жесткая административная регламентация) и «не желать быть коррумпированным» (антикоррупционная этика). Схожий подход применялся в период СССР и отличается от действующей российской превентивной модели противодействия коррупции с полисубъектным составом».

В докладе «Бизнес-Барометр Коррупции: суть исследования и практическое применение результатов» первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан Артур Николаев представил ценную обратную связь от предпринимательского сообщества. В ходе выступления был продемонстрирован видеофильм о результатах проведенных исследований. Бизнес-барометр коррупции -  специальный проект Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, в основе которого лежит ежегодный независимый опрос предпринимателей, проводимый с 2016 года с целью замера антикоррупционных настроений и оценки антикоррупционной политики в России.

Об отдельных аспектах реализации законодательства при осуществлении контроля за расходами и законностью получения денежных средств доложила заместитель руководителя Администрации Губернатора и Правительства Ленинградской области – начальник управления профилактики коррупционных и иных правонарушений Анастасия Аносова.

Заместитель директора Департамента проектной деятельности и государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Никита Тугучев выступил с докладом «Комплексные меры по профилактике и противодействию коррупции в сфере социально-трудовых отношений». Высоко оценив опыт Республики Татарстан, направленный на профилактику коррупции Никита Максимович отдельно остановился об обязанности организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Опытом реализации антикоррупционной политики в своих субъектах поделились начальник Управления Главы Республики Башкортостан по противодействию коррупции Виктор Бутыркин, начальник Управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области, Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Светлана Яшнова.

Генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» Яков Геллер представил доклад: «Цифровизация в Республике Татарстан - биржевая торговля как драйвер повышения конкурентности». Агентство под руководством Якова Вениаминовича является признанным лидером в сфере организации электронных торгов и внедрения инновационных решений, способствующих повышению эффективности и прозрачности закупочных процедур. Опыт Республики Татарстан в этой области заслуживает самого пристального внимания. Приведенные в докладе цифровые решения и платформы наглядно продемонстрировали, как современные технологии могут кардинально повысить прозрачность процессов и существенно снизить коррупционные риски. Внедренные системы не только обеспечивают контроль, но и способствуют повышению конкурентности рынка, создавая равные возможности для всех участников. Электронные торговые площадки, интеллектуальные системы анализа данных и автоматизированный мониторинг — все это становится неотъемлемой частью эффективного государственного управления в современных условиях. Опыт Татарстана показывает, что цифровизация процессов закупок – это не просто технологическое решение, но и важнейший инструмент антикоррупционной политики.

С докладами на сессии также выступили молодые ученые из Китайской Народной Республики. Опыт КНР в данной сфере заслуживает пристального внимания и изучения. Успех антикоррупционной политики Китайской Народной Республики основывается на неуклонном соблюдении принципа неотвратимости наказания за содеянное. Именно благодаря этому фундаментальному правилу государственные служащие Китая существенно изменили свое отношение к исполнению собственных должностных обязанностей и к возможности обогащаться за счет государства и отдельных его граждан. Основой для эффективной борьбы с проявлениями коррупции в любой стране должны стать принципы законности, гласности и неотвратимости ответственности за содеянное, что наглядно продемонстрировал всему миру китайский опыт. Для форума, посвященного российско-китайскому сотрудничеству, особенно важно понять не только конкретные механизмы противодействия коррупции в Китае, но и идеологические основы этой работы, а также опыт международного сотрудничества КНР в данной сфере. В докладе «О противодействии коррупции в Китае» аспирант Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета Фан Ицзе раскрыла опыт и идеи КНР в международной деятельности по противодействию коррупции, а магистр Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета Хэ Жуй выступила с докладом «Профилактика коррупционных правонарушений в бизнес-среде».

Опытом организации антикоррупционной работы и внедрения антикоррупционного комплаенса поделились представители крупнейших предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан – ПАО «КАМАЗ» и ООО «СИБУР».

В частности, подробно рассказал о практическом опыте объединения руководитель комплаенс КАМАЗ Александр Евграфов, который подчеркнул, что важным элементом антикоррупционной политики является именно системный подход. Комплаенс-менеджером СИБУР Айратом Хайруллиным были освещены основные направления работы, проводимой компаниями ООО по развитию института антикоррупционного комплаенса, минимизации коррупционных рисков в сфере государственной поддержки бизнеса.

Реализацию мер по предупреждению коррупции и внедрению антикоррупционных стандартов на предприятиях и в организациях Республика Татарстан начала еще в 2012 году. С тех пор данное направление работы неуклонно развивается, охватывая все больше компаний. За это время внесены изменения в уставы предприятий и трудовые договоры с руководителями, закрепляющие обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. На крупных предприятиях созданы специализированные подразделения по противодействию коррупции, которые эффективно выполняют свои функции. В республике успешно функционирует целая инфраструктура поддержки честного бизнеса: институт Уполномоченного по правам предпринимателей, Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», а также уникальная площадка – Совет по антикоррупционному комплаенсу Республики Татарстан, объединяющий ведущих экспертов и практиков в данной сфере.

С глубоким и содержательным докладом о психологических аспектах деформации личности коррупционера выступила эксперт Высшей школы государственного и муниципального управления Казанского (Приволжского) Федерального Университета, психолог, кандидат педагогических наук Ольга Ажимова.

В завершение работы модератор сессии - заместитель генерального директора АО «ТРК «Новый Век» по информационному вещанию Светлана Кадырова подчеркнула, что в докладах представителей органов власти, научного сообщества и бизнеса как России, так и Китайской Народной Республики, были подчеркнуты многогранность взглядов и подходов, что особенно ценно для выработки эффективных решений в сфере противодействия коррупции. Наша страна, несмотря на все сложности, уверенно ориентирована на развитие экономической сферы, модернизацию промышленности, развитие научного потенциала и инвестиционных возможностей. Для успешного решения этих масштабных задач критически важен решительный и бескомпромиссный заслон коррупции. Именно на это сегодня нацелены все государственные и муниципальные структуры власти. В настоящее время в России реализуются широкомасштабные государственные программы строительства жилья, социальной и дорожно-транспортной инфраструктуры, развития газоснабжения и другие проекты, каждый из которых направлен на повышение качества жизни населения. Прозрачность и эффективность реализации этих программ напрямую зависит от успешности антикоррупционной политики.

Дополнительным импульсом торгово-экономической и инвестиционной активности становятся проводимые в стране мероприятия международного и общенационального значения, включая Международного форума «РОСТКИ». Деловые, культурные проекты и неформальное общение людей в современных условиях формируют представление о нашей стране во всем мире и закладывают основу неформальной дипломатии и доверию. И это – отражение работы по принципу честности и справедливости каждого на своем месте. Подводя итоги сессии, Светлана Кадырова подчеркнула, что только сочетание правовых, экономических, психологических и социальных мер может обеспечить эффективное противодействие коррупции. При этом особое значение имеет профилактическая работа, направленная на формирование антикоррупционного сознания и укрепление нравственных барьеров против коррупционного поведения.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International