Согласно Закону Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» в число основных задач антикоррупционной политики входит обеспечение законности и гласности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции.
Основные формы проведения антикоррупционной информационной и просветительской работы по вопросам противодействия определены Концепцией антикоррупционной пропаганды в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.08.2018 № 694.
Представляя собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание в населении чувства гражданской ответственности, укрепление доверия к власти, антикоррупционная пропаганда координируется и стимулируется системой государственных заказов и грантов.
В частности, государственной программой «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан» предусмотрен выпуск цикла телепередач по правовому просвещению населения в сфере противодействия коррупции.
Реализуя это направление деятельности 25 августа 2025 года Управлением Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики совместно с телеканалом «ТНВ» проведена просветительская телепередача «Трибуна нового века» по вопросам профилактики коррупции, подготовленная совместно с Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа».
В ходе состоявшегося прямого эфира приглашенные в студию заведующий отделом Управления Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Адель Мубаракшин, первый заместитель руководителя Исполнительного комитета Пестречинского района Раиль Хасбеев, заместитель руководителя Исполнительного комитета Высокогорского района Мурад Булгаков, представители Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан Алия Хабибуллина, Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан Екатерина Хватина и предприниматели, с которыми был заключен социальный контракт, обсудили вопросы профилактики коррупционных проявлений при оказании социальной поддержки граждан.
Координирующим органом исполнительной власти по вопросам оказания социальной поддержки выступает Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, однако активное участие принимается и иными государственными, муниципальными и общественными организациями.
С 2020 года по результатам проверок, проведенных Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в правоохранительные органы было направлено 271 заявление о нарушениях, допущенных получателями мер социальной поддержки, возбуждено 18 уголовных дел.
Актуальность вопроса обусловлена значительным количеством мер социальной поддержки, оказываемых гражданам в Республике Татарстан (4 федеральных и 57 республиканских мер поддержки, 1,1 млн получателей).
Наряду с выплатой социальных пособий в числе мер социальной поддержки востребованным является социальный контракт. На его реализацию в Республике Татарстан в 2024-2025 годах было выделено более 1,5 млрд рублей.
Социальный контракт – это соглашение между малоимущим гражданином (или семьей) и органом социальной защиты, в котором государство предоставляет финансовую помощь для преодоления трудной жизненной ситуации, а человек обязуется выполнить конкретные мероприятия для выхода из бедности, такие как поиск работы, переобучение или открытие своего дела. В отличие от обычных пособий, средства по социальному контракту можно использовать только по назначению, а получатель обязан отчитываться о расходах. По сути цель социального контракта — это помощь малоимущим с доходом ниже прожиточного минимума улучшить материальное положение и выйти на стабильный доход. Государство со своей стороны предоставляет финансовую помощь, помогает с обучением, трудоустройством или развитием бизнеса, а гражданин выполняет мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, и направляет средства на достижение цели контракта.
Социальный контракт может заключаться по таким направлениям, как преодоление трудной жизненной ситуации путем выделения средств на покупку товаров первой необходимости, лекарств, оплату лечения или ЖКХ, получение пособия для трудоустройства, помощь в развитии собственного личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и открытие своего дела путем предоставления субсидии на регистрацию ИП или самозанятого и развитие бизнеса. Полученные средства необходимо тратить только по назначению и предоставлять подтверждающие документы и отчеты. В случае нарушения условий контракта, нецелевого расходования денег или утраты статуса индивидуального предпринимателя средства возвращаются государству.
В Республике Татарстан заключено 1850 социальных контрактов, из которых 742 – на организацию бизнеса, более 700 – на трудоустройство и 103 на ведение ЛПХ. За два последних года на цели заключения социального контракта выделено более1,5 миллиардов рублей.
Гости студии обсудили порядок согласования решений о заключении социальных контрактов, вопросы составления бизнес-планов, роль Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан и Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан в обучении начинающих предпринимателей, необходимость представления финансовой отчетности в органы социальной защиты заключившими социальный контракт, а также роль межведомственной комиссии, как органа, принимающего решение об одобрении или неодобрении социального контракта. В состав комиссий входят представители различных органов и организаций, участвующих в процессе рассмотрения заявок на социальный контракт, что снижает риск возникновения коррупционных рисков при рассмотрении заявок граждан.
В ходе программы предприниматели из Пестречинского и Высокогорского районов поделились со зрителями своим опытом заключения социального контракта и последующего контроля и поддержки со стороны государства.