Международный форум «Kazan Digital Week-2025», прошедший в Татарстане в период 17-19 сентября 2025 года, в целях содействия в обмене научно-технической информацией, консолидации научно-технологических активов, способных эффективно решить задачи обеспечения технологического суверенитета и сокращения коррупциогенных факторов стал закономерным итогом работы по цифровизации экономики и государственного управления, проводимой в республике последние 15 лет.
В 2010 году в Татарстане началась рабочая эксплуатация электронных терминалов самообслуживания граждан (инфоматов), с помощью которых представлялись услуги в электронном виде. Появилась возможность оплатить штрафы ГИБДД по номеру автомобиля и номеру техпаспорта, пошлину, а также услуги ЖКХ; записаться на получение готовой выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество; подать заявление на получение информации в Государственный кадастр недвижимости; заполнить и распечатать заявление на получение заграничного паспорта нового образца; проверить наличие задолженности и оплатить налоги; получить информацию о статусе рассмотрения обращения в интернет-приемной Правительства Республики Татарстан.
В ведомственные антикоррупционные программы вносятся изменения, направленные на внедрение электронных технологий. Например, программа по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009–2011 годы Министерства информатизации и связи Республики Татарстан (в настоящее время Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан), утвержденная приказом от 24.09.2008 № П-162, была дополнена мерами, направленными на обеспечение совершенствования процедур и механизмов формирования и управления государственным заказом, в том числе путем применения открытых аукционов в электронной форме.
Началась работа по регламентированию услуг, предоставляемых гражданам и юридическим лицам муниципальными органами, что заложило возможности их дальнейшего перевода в электронный вид. Например, в городе Набережные Челны был принят «Регламент предоставления земельных участков для строительства, изъятия, переоформления и закрепления ранее выделенных земельных участков». Вопрос о муниципальных регламентах 18.11.2010 рассмотрен на заседании Республиканского совета о реализации антикоррупционной политики, решением которого главам муниципальных районов и городских округов рекомендовано принять меры по исполнению требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в частности, сформировать реестры муниципальных услуг, принять порядки разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на основе типовых регламентов, разработанных Центром экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан. Одновременно с внедрением и использованием административных регламентов начата работа по нормативно-правовому обеспечению перевода предоставления государственных услуг в электронный вид. Сформирована нормативная основа проводимой работы:
- Указ Президента Республики Татарстан от 12.02.2009 № УП-69
«Об организации информационного взаимодействия в электронном виде органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления посредством использования ресурсов государственного информационного центра Республики Татарстан»;
- постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.09.2010 № 729 «О государственной информационной системе «Реестр государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан» и др.
Принятие четких административных регламентов муниципальных услуг, сопровождаемое использованием цифровых технологий, позволил минимизировать проявления коррупции в связи с зачислением детей в дошкольные образовательные учреждения путем внедрения автоматизированной информационной системы «Электронная очередь в детский сад».
В медицинских учреждениях в целях минимизации коррупции с 2014 года поэтапно внедряется электронная система «Портал здравоохранения Республики Татарстан», которая позволяет осуществить дистанционную запись на прием к необходимому специалисту, а также получить иную справочную информацию о работе любого медучреждения республики. Интернет-сайт (https://zdrav.tatar.ru) объединил все центральные и районные лечебные учреждения, проводится работа по подключению травмпунктов, поликлиник, диспансеров и др.
В 2015 году Исполнительным комитетом г. Казани переведен в электронный вид ряд ключевых муниципальных услуг, в том числе: выдача разрешений на строительство; выдача разрешений на перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; выдача разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения.
Значительная работа проведена в сфере сельского хозяйства. В 2022 году запущен сервис «Мои субсидии», который облегчил процесс подачи документов на получение поддержки сельским жителям. В электронный вид переведено более 30 мер поддержки. С использованием сервиса фермеры и агропромышленные предприятия ежегодно получают финансовую поддержку на сумму свыше
3 млрд рублей. Создана единая государственная информационная система агропромышленного комплекса. Показали свою эффективность модули «Сбор данных», «Сквозная аналитика», «Мониторинг сельскохозяйственных земель», «Мониторинг неиспользуемых земель», введение которых позволила Татарстану занять лидирующие позиции в федеральном рейтинге цифровизации АПК регионов.
Цифровые технологии активно внедряются и в других направлениях социально-экономической деятельности – образовании, здравоохранении, земельных и имущественных отношениях, архивном деле и др. Это, прежде всего, запись к врачу, оплата услуг ЖКХ, проверка эвакуации автомобиля, оплата штрафов, налогов, запись в муниципальные органы и многие другие каждодневно необходимые сервисы.
Основные итоги форума «Kazan Digital Week – 2025» подтвердили важность научного и делового сотрудничества разработчиков и пользователей цифровых технологий. Форум объединил исследователей и новаторов для обмена знаниями, продвижения передовых решений и формирования глобального партнерства в области искусственного интеллекта.
Раис Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов отметил, что форум имеет высокий федеральный статус и его программа становится все более насыщенной. В мероприятии участвовали 300 компаний и 25 тысяч человек из 72 стран, 17 тысяч посетили форум лично. В ходе форума было подписано более 100 соглашений.

В рамках Международного форума «Kazan Digital Week-2025» 19 сентября 2025 года Управлением Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики совместно с Министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан организована и проведена секция «Цифровая трансформация в профилактике коррупции: вызовы и возможности». Спикерами мероприятия стали представители Администрации Президента Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, региональных органов государственной власти Республики Татарстан, бизнес-сообщества и научные деятели.
Проведение секции обусловлено необходимостью консолидации усилий IT-сообщества, органов публичной власти, бизнес-структур, общественных и научных организаций по внедрению и совершенствованию цифровых технологий в сферах государственного управления, промышленности и финансовой деятельности, в целях обеспечения прозрачности деятельности органов власти, совершенствования механизмов контроля за использованием бюджетных средств. Современные цифровые технологии создают принципиально новые модели взаимодействия государства, бизнеса и граждан, становятся эффективным инструментом в противодействии коррупции.
В приветственном слове к участникам секции референт Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции Владимир Агеев отметил: «Основной идеей форума «Kazan Digital Week-2025» является цифровая трансформация, которая определена одной из национальных целей нашим Президентом – Владимиром Владимировичем Путиным. Современные информационные технологии минимизируют контакт чиновников с населением, снижают сроки принятия решения и сокращают пакет необходимых документов, что существенно уменьшает риск возникновения коррупционных ситуаций. Большой вклад здесь вносит федеральный портал государственных и муниципальных услуг. Его используют более 100 миллионов человек, более 1500 услуг переведены в электронную форму.».

Работа секции началась с демонстрации видеоролика, подготовленного с использованием искусственного интеллекта Министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан, и посвященного основным аспектам применения цифровых технологий при обеспечении прозрачности и открытости работы органов публичной власти в Татарстане, а также в профилактике коррупционных правонарушений.

В докладе заведующего отделом антикоррупционных проверок Управления Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики Равии Шрша особое внимание было обращено на использование в проведении анализа сведений о доходах, представляемых служащими государственной информационной системы «Посейдон». Так, с 2023 года в данную систему направлено более 3,5 тысяч запросов, в результате чего выявлены нарушения, связанные с сокрытием служащими части доходов и имущества, находящегося в собственности или аренде.
Первый заместитель министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан Илья Начвин отметил, что за последнее 10-летие развитие информационных технологий внесло существенные изменения в жизнь татарстанцев.
«Чтобы получить госуслугу, надо достать смартфон, нажать на значок приложения – и готово. Государство становится более сервисным. На текущий момент Татарстан – единственный регион, который предоставляет полный спектр государственных и муниципальных услуг в цифровом формате, – продолжил спикер. – Применение цифровых технологий и электронных сервисов являются эффективным инструментом противодействия коррупции. В настоящее время все государственные и муниципальные услуги переведены на электронный вид, и эту работу в России мы завершили в числе первых в 2022 году. Если говорить про традиционные сервисы, необходимо отметить Единую межведомственную систему электронного документооборота, которая была создана в Татарстане еще в 2006 году. Эта система стала одним из первых фундаментальных элементов цифровой инфраструктуры республики, направленных на борьбу с коррупцией. Она обеспечивает полную прозрачность движения документов. Каждое действие с документом фиксируется, создавая неизменяемую «цифровую память» о том, кто, когда и какие решения принимал. Это исключает возможность «потери» неудобных документов или внесения задним числом изменений в уже принятые решения. Сегодня в системе работают более 54 тысяч зарегистрированных пользователей, ежедневно создается свыше 27 тысяч документов и более 11 тысяч резолюций. За время существования системы в ней создано и зарегистрировано более 65 миллионов уникальных документов».
Далее Илья Начвин отметил, что Республика Татарстан последовательно развивает собственный региональный портал госуслуг, который стал неотъемлемой частью жизни граждан. Самые востребованные функции интегрированы в чат-бот в мессенджере МАХ. Буквально за несколько дней татарстанцы воспользовались чат-ботом уже более 5 тысяч раз, а общее количество транзакций превысило 10 тысяч, что подтверждает востребованность сервиса.
.jpg)
Важным направлением профилактики коррупции является вовлечение в процессы контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления общественных институтов, что обеспечивается в Государственной информационной системе Республики Татарстан «Народный контроль». Граждане могут оперативно сообщать о различных проблемах и нарушениях в социальной сфере, оказании образовательных услуг, сфере жилищно-коммунального хозяйства, на дорогах, при благоустройстве территорий, услуг здравоохранения и т. д. Важно, что заявители могут отслеживать статус своих обращений, что повышает доверие к системе и мотивирует граждан к активному участию в общественном контроле. На сегодняшний день более 75% поступивших обращений решено: по ним были приняты конкретные меры. Эффективным инструментом вовлечения граждан в работу стал раздел «Противодействие коррупции» платформы «Народный контроль». Каждый сигнал проходит обязательную проверку профильными органами.
С момента создания МФЦ количество оказываемых услуг в них составило более 50 млн. В текущем году в республике запущен сервис «Госконсьерж». Сервис используется для общения со специалистом МФЦ при подготовке заявления на получение государственных услуг. Это не просто дистанционное взаимодействие, а персональное сопровождение граждан в цифровом пространстве государственных услуг.

С докладами «Цифровые технологии как часть антикоррупционной системы бизнеса», «Применение цифровых технологий в противодействии коррупции», «Применение цифрового рубля и его влияние на обеспечение прозрачности транзакций», «Научное обеспечение прокурорского надзора в борьбе с коррупцией с использованием цифровых технологий», «Развитие комплаенса с использованием цифровых технологий», «Использование возможностей искусственного интеллекта для повышения эффективности работы государственных и муниципальных служащих», «Выявление рисков конфликта интересов с помощью цифровых решений», «Применение цифровых практик борьбы с коррупцией в муниципальном образовании г. Казани» на секции выступили директор Университета «Иннополис» Искандер Бариев, заведующий лабораторией Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Юрий Трунцевский, доктор экономических наук, профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета Игорь Кох, начальник Центра компетенций и профилактики коррупции АНО Московская дирекция транспортного обслуживания, исполнительный директор Ассоциации антикоррупционных экспертов «Экспертиза», доцент Департамента публичного права НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук Тимур Тухватуллин, директор Казанского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ Елизавета Демидова-Петрова, старший преподаватель кафедры радиофизики Института Физики КФУ, кандидат физико-математических наук Олег Панищев, советник Мэра города Казани Киям Беляев.

В ходе сессии спикерами отмечено, что основными целями цифровизации являются минимизация коррупционных рисков и сокращение потерь от коррупции, которые позволят стимулировать экономический рост, обеспечить реализацию всех мер социальной поддержки населения и создать благоприятные условия для жизни граждан.
В ходе мероприятия состоялся продуктивный разговор, в ходе которого вопросы противодействия коррупции и перспективы использования цифровых технологий были обсуждены с разных точек зрения. Проведение секции заложило основу для дальнейшей выработки решений, направленных на повышение прозрачности деятельности органов власти.
Кроме того, в рамках работы форума заведующий отделом антикоррупционных проверок Управления Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики Равия Шрша приняла участие в секции «Digital skills: синергия традиций и цифровизации в специализированном юридическом образовании», проведенной 18 сентября 2025 года Казанским юридическим институтом (филиалом) Университета прокуратуры Российской Федерации. До участников была доведена информация о реализуемых в Республике Татарстан мероприятиях антикоррупционной направленности и принятых мерах по обеспечению прозрачности и открытости деятельности органов публичной власти. Также были обозначены основные формы взаимодействия с населением и институтами гражданского общества. Акцент был сделан на вопросах антикоррупционного образования и воспитания. Особое внимание было уделено роли правового просвещения и антикоррупционной пропаганды среди населения, как ключевых инструментов профилактики коррупции.