20 октября 2025 года в прямом эфире телеканала «ТНВ» состоялась телепередача «Татарстан без коррупции», в ходе которой были рассмотрены вопросы, касающиеся работы государственной информационной системы "Народный контроль".
Участие в телепередаче приняли главный советник Управления Раиса РТ по вопросам антикоррупционной политики Тимур Халимдаров, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан Сария Сабурская, глава администрации Авиастроительного и Ново- Савиновского районов г. Казани Ренат Шамсутдинов и главный специалист отдела строительства, архитектуры и ЖКХ Высокогорского района Алина Тарасова.
Выпуск цикла телепередач по правовому просвещению населения в сфере противодействия коррупции осуществляется в соответствии с государственной программой «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан» Управлением Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики совместно с Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа».
До зрителей состоявшегося телеэфира доведено, что ГИС "Народный контроль" функционирует с 2012 года и является платформой взаимодействия между населением и органами государственной власти, способствуя участию граждан в решении актуальных и социально значимых проблем и профилактике коррупционных правонарушений в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
ГИС РТ «Народный контроль» предает гласности проблемы населения в различных сферах на общедоступном ресурсе с использованием сети Интернет (через Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан или мобильное приложение «Народный контроль»). При этом в ней обеспечен механизм оценки гражданами эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, что, в числе прочего, решает вопросы профилактики коррупции.
Раисом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым уделяется особое внимание работе ГИС "Народный контроль". «Следует и дальше развивать сервисы и услуги, реализующие механизмы обратной связи, в том числе „Народный контроль“, „Инцидент-менеджмент“, предоставляя гражданам возможность выражать свое мнение и участвовать в решении широкого круга вопросов. Такие платформы являются эффективным инструментом повышения прозрачности деятельности госорганов и снижения коррупционных рисков», - отметил он в своем послании Государственному Совету Республики Татарстан.
За истекший период 2025 года в Системе опубликовано 69 544 обращений граждан республики (за 2024 год данный показатель составил 97 тыс. обращений, за 2023 – 81 тыс.). Из указанного количества решено более 51 тысячи обращений, по 4 034 - дан мотивированный отказ.
Наибольшее количество обращений касается проблем в сферах благоустройства территории и парковки автотранспорта (31 631 обращения), содержания и ремонта дорог (20 794 обращений), жилищно-коммунального хозяйства (7 999 обращений). Также актуальными для населения остаются вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами и транспортного обслуживания.
Актуальность данных проблем среди населения подтверждается информацией органов, обладающих контрольными полномочиями в указанных сферах. Так, только на территории г. Казани за 2024 год вынесено 3 565 постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения правил благоустройства, взыскано штрафов на сумму более 21 млн рублей (за первое полугодие 2025 года – 1672 постановления, взыскано более 11 млн рублей штрафов).
В Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан за первое полугодие 2025 года поступило 16 957 обращений граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, в том числе оказания жилищно-коммунальных услуг (в 2024 году – 39 103 обращения).
В своем вступительном слове Тимур Халимдаров указал на то, что с целью обеспечения обратной связи с гражданами по вопросам противодействия коррупции, мониторинга актуальных проблем в данной сфере в 2015 году в Систему было введено направление «Противодействие коррупции», которое на сегодняшний день включает 17 категорий. Всего в Системе по данному направлению опубликовано 342 обращения, из них наибольшее количество обращений опубликовано по г. Казани - 133, г. Набережные Челны – 54.
"В ходе выездного мониторинга выполнения заявок пользователей Системы, проведенного в текущем году Управлением совместно с Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан, были выявлены отдельные недостатки, которые могут быть восприняты населением как проявления коррупции. Мероприятия, проведенные по результатам рассмотрения обращений граждан, позволили выявить и устранить проблемы в социально-значимых сферах жизни общества.", - отметил спикер.
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан Сария Сабурская обратила внимание зрителей на новый функционал работы системы. "В текущем году в ГИС РТ «Народный контроль» был обновлен интерфейс портала и мобильного приложения, введены новые категории - в том числе по вопросам профилактики преступлений, незаконного оборота наркотиков, экстремизма и терроризма. Мы также регулярно проводим рабочие и зональные совещания с муниципальными районами, анализируем обращения, которые долго не решаются, и добиваемся конкретных результатов. Для нас важно не просто зафиксировать проблему, а добиться ее решения. Любое уведомление, поступившее в ГИС РТ «Народный контроль», остается в работе до тех пор, пока по нему не будет найдено решение.", - подчеркнула Сария Сабурская.
По завершении телепередачи большинство зрителей, принявших участие в онлайн-опросе, констатировали, что работа ГИС "Народный контроль" - эффективный инструмент решения вопросов населения.
Запись прямого эфира телепередачи размещена ЗДЕСЬ.